Обобщающий урок "Были и небылицы"

С 1 февраля осуществляется прием в 1 класс

Обобщающий урок "Были и небылицы"

 

 

Обобщающий урок по теме «Были – небылицы»

 

 

Цели:

  1. Повторить и обобщить материал по разделам «Были – небылицы», учить сопоставлять образные и словесные описания.
  2. Развивать внимание, творческие способности, развивать связанную речь.
  3. Воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

 

Оборудование: Портреты авторов, карточки со словарными словами, Иллюстрации к произведениям «Слон», «Случай с Евсейкой», «Растрепанный воробей», брошь, часы, красная конфетная бумажка, карточка с отрывками произведения.

Ход урока.

Организационный момент.

Тем, кто любит приключения,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

§  Сегодня мы заканчиваем путешествие по разделам «Были – небылицы».

Проверка Д/З:

        Давайте вспомним, что такое быль (это реальные события уже когда–то произошедшие)

        Что такое небылицы? (Это выдуманная история)

        Произведения  каких авторов вошли в этот раздел? (Дети поочередно рассказывают об авторах.)

Основная часть: Молодцы!

А теперь такое задание: берете любую карточку читаете отрывок и определяете, из какого он произведения.

1 карточка: «Девочка вовсе не испуганна, она только поражена величиной животного. Зато нянька Поля начинает визжать от страха».

2 карточка: «Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших карточных букв…..».

3 карточка: «А какими были воробьиные драки на базарах! Пух летел облаками. Теперь таких драк нипочём не допустят».

4 карточка: «Мама вынула стеклянный букет, тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно потому, что мама раньше никогда с вещами не разговаривала».

5 карточка: «Сейчас я начну плакать» – подумал он, но тот час же сообразил, что плачь, не плачь, в воде слёз не видно».

6 карточка: «Под камнями рак  живёт,

Рыбий хвостик рак жуёт,

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух!

        Найдите отрывок, где Евсейка упал в воду, зачитайте.

        Какие животные, рыбы встречались Евсейке в реке? Было ли ему страшно?

        Как Евсейка выбрался из воды?

        Что же не бывалого в этом произведение? Давайте сделаем вывод быль это или небылица!

Физ. минутка:

        Посмотрите внимательно на предоставленные вещи (часы, брошь, фантик, варежка.)

        Когда в этом произведении упоминаются часы? (с этого предмета начинется рассказ) зачитайте?

        Варежка?...... Фантик.

        Откуда была брошь у мамы? (Подарил папа!) Где в это время находился папа? Зачитайте.

        Почему мама расстроилась из–за пропажи?

        Кто помог вернуть букетик? Зачитайте сцену возвращения броши. По вашему мнению, быль или небылица?

        А теперь отгадай те загадку:

Очень много силы в нём,

Ростом он почти, что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(слон)

        О каком произведении идёт речь? («Слон» А.И. Куприна)

        Кому помог слон? (Наде)

        Что было с Надей? (была больна)

        Чтобы понять, чем была больна Надя, давайте зачитаем отрывок разговор доктора с мамой.

Лиза – мама,

Саша – доктор,

Саша –  автор! (стр. 25)

        Чего же захотелось Наде?

        Откуда Надя узнала про слона?

        Какой был слон? Зачитайте.

        А теперь представьте, что прозвенел звонок вы открываете дверь, а там огромный слон. Как вы отреагируете? Молодцы!

        Помог ли слон Наде?

В этом разделе нам встретились новые слова.

Словарная работа:

Сварливая – склонная к ссорам.

Торба – мешок с овсом.

Вершок – мера длины равная 4,4 см.

Пуд – мера массы – 16 кг.

Молодцы!

        Какое из трёх произведений можно отнести к были? Почему вы так считаете?

        А в каком разделе мы уже встречались с небылицами?

        Что значит устное народное творчество? (Передавались истории из уст в уста). Сейчас мы попробуем изобразить модель передачи информации. Я прочту текст только одному из вас, а потом по очереди вы будите друг другу пересказывать.

Текст:

        Солнечным днём по лесной тропинке шёл ёжик. Вдруг около старого дуба он увидел большой гриб, который заговорил с ёжиком. Ёжик я могу делать чудеса! Чего ты хочешь?

        Избавиться от колючек – ответил ёжик.

        Будь по - твоему – ответил гриб.

И в ту же минуту ёжик покрылся чудесной серой шёрсткой. Спасибо сказал ёжик и побежал домой. Но не успел он пробежать и метра, как встретился с лисой

        Ты кто – спросила лиса?

        Я ёжик.

        Считай себя ежом сколько угодно, но я так голодна ,что сейчас съем тебя. Ежик еле успел нырнуть в норку. Лиса его ждала – ждала, да и ушла ни с чем.

Д/З: Представьте, что обыкновенная ручка для письма может говорить, что бы она могла рассказать? Это вы и должны пофантазировать.

Итог:

На столе рожицы. Прикрепить улыбку,  оценивая свою работу

J – Очень хорошо.

L – Неудачно.

    Хорошо.

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения