Обобщающий урок по теме «Были – небылицы»
Цели:
- Повторить и обобщить материал по разделам «Были – небылицы», учить сопоставлять образные и словесные описания.
- Развивать внимание, творческие способности, развивать связанную речь.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Оборудование: Портреты авторов, карточки со словарными словами, Иллюстрации к произведениям «Слон», «Случай с Евсейкой», «Растрепанный воробей», брошь, часы, красная конфетная бумажка, карточка с отрывками произведения.
Ход урока.
Организационный момент.
Тем, кто любит приключения,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
§ Сегодня мы заканчиваем путешествие по разделам «Были – небылицы».
Проверка Д/З:
– Давайте вспомним, что такое быль (это реальные события уже когда–то произошедшие)
– Что такое небылицы? (Это выдуманная история)
– Произведения каких авторов вошли в этот раздел? (Дети поочередно рассказывают об авторах.)
Основная часть: Молодцы!
А теперь такое задание: берете любую карточку читаете отрывок и определяете, из какого он произведения.
1 карточка: «Девочка вовсе не испуганна, она только поражена величиной животного. Зато нянька Поля начинает визжать от страха».
2 карточка: «Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших карточных букв…..».
3 карточка: «А какими были воробьиные драки на базарах! Пух летел облаками. Теперь таких драк нипочём не допустят».
4 карточка: «Мама вынула стеклянный букет, тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно потому, что мама раньше никогда с вещами не разговаривала».
5 карточка: «Сейчас я начну плакать» – подумал он, но тот час же сообразил, что плачь, не плачь, в воде слёз не видно».
6 карточка: «Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жуёт,
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух!
– Найдите отрывок, где Евсейка упал в воду, зачитайте.
– Какие животные, рыбы встречались Евсейке в реке? Было ли ему страшно?
– Как Евсейка выбрался из воды?
– Что же не бывалого в этом произведение? Давайте сделаем вывод быль это или небылица!
Физ. минутка:
– Посмотрите внимательно на предоставленные вещи (часы, брошь, фантик, варежка.)
– Когда в этом произведении упоминаются часы? (с этого предмета начинется рассказ) зачитайте?
– Варежка?...... Фантик.
– Откуда была брошь у мамы? (Подарил папа!) Где в это время находился папа? Зачитайте.
– Почему мама расстроилась из–за пропажи?
– Кто помог вернуть букетик? Зачитайте сцену возвращения броши. По вашему мнению, быль или небылица?
– А теперь отгадай те загадку:
Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом,
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(слон)
– О каком произведении идёт речь? («Слон» А.И. Куприна)
– Кому помог слон? (Наде)
– Что было с Надей? (была больна)
– Чтобы понять, чем была больна Надя, давайте зачитаем отрывок разговор доктора с мамой.
Лиза – мама,
Саша – доктор,
Саша – автор! (стр. 25)
– Чего же захотелось Наде?
– Откуда Надя узнала про слона?
– Какой был слон? Зачитайте.
– А теперь представьте, что прозвенел звонок вы открываете дверь, а там огромный слон. Как вы отреагируете? Молодцы!
– Помог ли слон Наде?
В этом разделе нам встретились новые слова.
Словарная работа:
Сварливая – склонная к ссорам.
Торба – мешок с овсом.
Вершок – мера длины равная 4,4 см.
Пуд – мера массы – 16 кг.
Молодцы!
– Какое из трёх произведений можно отнести к были? Почему вы так считаете?
– А в каком разделе мы уже встречались с небылицами?
– Что значит устное народное творчество? (Передавались истории из уст в уста). Сейчас мы попробуем изобразить модель передачи информации. Я прочту текст только одному из вас, а потом по очереди вы будите друг другу пересказывать.
Текст:
– Солнечным днём по лесной тропинке шёл ёжик. Вдруг около старого дуба он увидел большой гриб, который заговорил с ёжиком. Ёжик я могу делать чудеса! Чего ты хочешь?
– Избавиться от колючек – ответил ёжик.
– Будь по - твоему – ответил гриб.
И в ту же минуту ёжик покрылся чудесной серой шёрсткой. Спасибо сказал ёжик и побежал домой. Но не успел он пробежать и метра, как встретился с лисой
– Ты кто – спросила лиса?
– Я ёжик.
– Считай себя ежом сколько угодно, но я так голодна ,что сейчас съем тебя. Ежик еле успел нырнуть в норку. Лиса его ждала – ждала, да и ушла ни с чем.
Д/З: Представьте, что обыкновенная ручка для письма может говорить, что бы она могла рассказать? Это вы и должны пофантазировать.
Итог:
На столе рожицы. Прикрепить улыбку, оценивая свою работу
J – Очень хорошо.
L – Неудачно.
– – Хорошо.